Вся правда о пожарных автомобилях и обо всем что на них лежит !!!

Главные новости

Каталог производителей

Статьи и документы

История и факты

Проспекты и литература

Фото и видео

Пожарная охрана

Что же нового у легендарного завода "ПОЖМАШИНА" ???

        

Начнем с двух новых пожарных автомобилей, показанных еще на осенней выставке "ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ - 2011", которая проходила в Киеве с 20 по 22 сентября прошлого года. На выставке были представлен: автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1400 (43253) 125 и передвижная насосная станция ПНС-110 (43114) 140. Наконец-то завод "ПОЖМАШИНА" (сейчас "ПОЖСПЕЦМАШ") порадовал чем-то новеньким после глубокого застоя, особенно понравился АНР, о которых в последнее время незаслуженно забыли. Порадовал также тот факт, что оба автомобиля были разработаны по заказу пожарной охраны Казахстана, независимого государства в составе СНГ, а когда-то в былые времена братской союзной республикой. Очень приятно, что в Казахстане помнят и уважают легендарный завод союзного значения.

Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1400 (43253) 125

Особенностью этого автомобиля является среднее расположение насоса как для шасси КамАЗ. Насос НЦП-40/100-р-р установлен в передней части кузова, сразу за кабиной. Похоже конструкторы не захотели мучатся с системой дистанционного управления водо-пенными коммуникациями, а просто вывели органы управления в левый передний отсек. Для Казахстана такая схема возможно и подойдет, а для нашего климата с морозами -30°С и более явно не годится. Если на АЦ в заднем отсеке, точнее в его двери, есть окошко через которое можно контролировать показания приборов, то в данном случае нужно все время открывать/закрывать отсек или он должен быть постоянно открытым. Интересно, что задумывали конструкторы при его разработке?

Интересно возвращение рукавной катушки РК-5, о которой также незаслуженно забыли. При помощи ее прекрасно прокладывается магистральная рукавная линия, ведь не зря возимыми рукавными катушками (иногда двумя) комплектуются почти все основные пожарные автомобили в Европе, а иногда даже автолестницы. Раньше у нас тоже были рукавные катушки и входили в стандартную комплектацию не только АНР-40 (130) 127А, но и самых массовых автоцистерн АЦ-40 (130) 63А и АЦ-40 (130) 63Б. Негативное отношение к рукавным катушкам было обусловлено лишь необходимостью снятия ее для обеспечения доступа к насосному отсеку. Рационализаторы из разных гарнизонов пожарной охраны СССР в свое время придумали различные шарнирные устройства для быстрого и удобного откидывания рукавной катушки в сторону, чем и решили проблему. Жаль, что завод так и не освоил выпуск столь полезного изделия.

Увеличить

Одно время в Киевском гарнизоне пожарной охраны рукавные катушки были только на "1 ходах". Как считалось что более рационально прокладывать магистральную рукавную линию не от водоисточника к разветвлению или к "1 ходу" для работы "в перекачку", а наоборот от разветвления к "2 ходу" установленному на водоисточник. В этом есть определенная логика. Часто гидранты неисправны, а тратить время на передислокацию техники к другому гидранту значит терять драгоценные минуты.

Корифеи пожаротушения Киевского гарнизона объясняли мне это так: звено ГДЗС подавало ствол первой помощи, личный состав "2 хода" формировал при необходимости второе звено, водитель с колонщиком искали рабочий гидрант и устанавливали на него АЦ, после чего от разветвления "1 хода" прокладывалась магистральная рукавная линия при помощи рукавной катушки. К сожалению крест на рукавных катушках в Киеве поставил один случай. Возвращаясь с пожара, во время движения катушка упала на капот дорогущей иномарки (тогда очень редких) едущей сзади. Естественно был издан соответствующий приказ начальника УПО Киевского горисполкома запрещающий их использование. Интересно, а что послужило причиной падения рукавной катушки: сломались ли крепления или недосмотрели сами пожарные? К сожалению, история умалчивает об этом ...

Хотелось бы увидеть на основных пожарных автомобилях завода модернизированные, а лучше новые  рукавные катушки, имеющие совершенную систему съема и откидывания (при необходимости). Думаю наши пожарные по достоинству оценили бы такую полезнейшую вещь, особенно для пожарных автомобилей "2 ход" !!!

Но вернемся к нашему АНРу. Он как и его собратья прежде всего предназначен для механизированной прокладки одной или двух магистральных рукавных линий, для подачи мощных стволов на тушение пожара и для подачи нескольких пенных стволов благодаря приличному запасу пенообразователя в 1000 литров. Использую цистерну для пенообразователя как промежуточную емкость и постоянно пополняя ее пенообразователем от АВПТ, можно обеспечить подачу 5-6 стволов ГПС-600 (прим. автора).

В заднем отсеке в двух пачках гармошкой уложены напорные рукава Ф77 мм. Двухстворчатая дверь фиксируется в открытом положении, как на АР-2 (131) 133А, обеспечивая свободный доступ в отсек. На откидных подножках могут безопасно стоять два бойца при прокладке "магистралки" на ходу. При помощи рукавной катушки можно легко проложить магистральную рукавную линию общей длиной 100-120 метров. Лестницы и всасывающие рукава лежат на крыше по-розенбауровски, что в принципе для "2 хода" не очень важно.

В левом переднем отсеке установлены органы управления насосом и контрольно-измерительные приборы. Кстати, такая компоновка впервые применена производителями пожарных автомобилей в СНГ! В других боковых отсеках лежат напорные рукава рабочих линий, стволы, разветвления и прочее стандартное оборудование для пожарных автомобилей.

Кабина боевого расчета стандартная для продукции завода на шасси КамАЗ. Она берет свое начало еще от автоцистерны ТЛФ-7600 концерна "РОЗЕНБАУЭР" (г. Леондинг, Австрия), которая послужила основой конструкции почти всех последующих пожарных автомобилей завода. Автоцистерна ТЛФ-7600 (53211), а в последствии ТЛФ-6500 (пришлось уменьшить объемы цистерны для воды и бака для пенообразователя из-за перегруза шасси), стала первой современной, прогрессивной для того времени, мелкосерийной АЦ. У нас эта автоцистерна называлась - АЦ-50/4 (53211) 240, также были разработаны две ее модификации: упрощенная АЦ-40 (53211) 240.01 с насосом ПН-40УВ и АЦ-20 (53211) 240.02 с насосом НЦВП-20/200 для тушения пожаров в высотных зданиях. Но об этих интереснейших машинах как-нибудь в другой раз ...

Увеличить

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+6 чел., цистерна для пенообразователя - 1000 л., насос - НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - среднее, номинальная производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2, общая длина напорных рукавов Ф77 мм - 1400 м., шасси - КамАЗ-43253, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 240 л.с. (176 кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 4200 мм., габаритные размеры - 8220х2500х3350 мм., полная масса - 14.650 т.

Передвижная насосная станция ПНС-110 (43114) 140

К сожалению ничего нового и интересного в этом автомобиле нет. Тот же мотор-насосный агрегат (насос ПН-110Б и двигатель 2Д12Б в модификации БС1) установленный на шасси КамАЗ-43114 и "одетый" в кузов со шторными дверьми. Этот мотор-насосный агрегат использовался на всем известной классической ПНС-110 (131) 131 и ее модификациях, которая выпускалась с 1969 года. Новая только вакуумная система - теперь это вакуумный шиберный насос НВЭ-12V с электроприводом.

Безусловно новое (по сравнению с ЗиЛ-131) шасси КамАЗ-43114 улучшило эксплуатационные качества пожарного автомобиля в целом. Переход на две всасывающие линии Ф125 мм на мой взгляд негативно сказался на тактико-технических параметрах насосной станции и вот почему.

 

Во-первых, две параллельные всасывающие рукавные линии Ф125 мм не обеспечат в полной мере показатели производительности в номинальном и особенно в максимальном режимах подачи. Конструкторы завода пошли ошибочным путем своих российских коллег. Всем известно, что всасывающий рукав Ф125 мм обеспечивает номинальную пропускную способность равную 40 л/с (2400 л/мин), а максимальную 50 л/с (3000 л/мин). Ведь не зря насосы ПН-60Б комплектуют всасывающими рукавами Ф150 мм или двумя линиями Ф100 мм. Путем простейшего математического действия сложения в номинале получаем 80 л/с (4800 л/мин), а в максимуме 100 л/с (6000 л/мин). Откуда же тогда появились значения производительности насоса в номинальном режиме, те самые заявленные 110 л/с (6600 л/мин) ???

Увеличить

Во-вторых, две параллельные всасывающие рукавные линии Ф125 мм не менее чем в два раза усложняют и так не простое боевое развертывание по установке насосной станции на открытый водоисточник. Это и два всасывающих патрубка с головками-заглушками, и четыре (вместо двух хоть и более тяжелых и габаритных) всасывающих рукава, и две всасывающие сетки, и в два раза больше соединительной арматуры, которая уменьшает надежность всей системы при работе на вакуум и т.д.

  

В-третьих, спорное решение переноса пеналов ("гильз" прим. автора) с крыши внутрь кузова. С одной стороны это уменьшило высоту их расположения, а следственно улучшило эргономику и теоретически сократило время боевого развертывания. С другой стороны они (пеналы) заняли много места внутри кузова. А вообще-то, что в эти отсеки на ПНСке положить? Но ведь давно известно, что на пожарном автомобиле свободное место это всегда плюс и всегда найдется что туда положить! Ответы на все эти спорные вопросы даст только практика и ничего кроме практики.

Увеличить

А вообще автомобиль получился довольно симпатичным, по сравнению с классической ПНС-110 (131) 131, вот только появится он должен был эдак лет 25 назад, сразу после запуска в серийное производство шасси КамАЗ-4310 :(

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 3 чел., насос - ПН-110Б, расположение - заднее, номинальная производи-тельность - 110 л/с (6600 л/мин) ??? при давлении 10 кгс/см2, диаметр всасывающих патрубков - 2х125 мм., диаметр напорных патрубков - 2х150 мм., марка двигателя привода насоса - 2Д12БС1, максимальная мощность - 300 л.с. (220 кВт) при 1350 об/мин., шасси - КамАЗ-43114, колесная формула - 6х6, мощность двигателя - 240 л.с. (176 кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 3340+1320 мм., габаритные размеры - 8220х2500х3300 мм., полная масса - 14.500 т.

Автоцистерна АЦ-40 (43114) 176 или АЦ-5,0-40 (43114) 176

Увеличить

Также как и ПНСка автоцистерна на шасси КамАЗ-43114 должна была появится лет 20-25 назад, хотя шасси тогда называлось КамАЗ-4310. Она хорошо подходит в качестве "2-хода" в ПЧ городов и населенных пунктов со слабым водоснабжением, для безводных районов и особенно хорошо смотрелась бы в ПЧ районных центров. Она компактнее и легче своих "8-кубовых" сестер на шасси КамАЗ-53228 и КамАЗ-43118, а значит обладает лучшей проходимостью и маневренностью.

АЦ-176 имеет шесть вместо четырех боковых отсеков со шторными дверьми (по сравнению с "8-кубовками"), в которое можно уложить больше нужного и полезного ПТВ и АСИ. За несколькими мелкими отличиями, в остальном конструкция идентична прочим автоцистернам, созданным по технологии австрийского "РОЗЕНБАУЭРа".

Увеличить

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+6 чел., цистерна для воды - 5000 л., бак для пенообразователя - 300 л., насос - НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - заднее, номинальная производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2, лафетный ствол - ЛСД-20, номинальная производительность - 20 л/с (1200 л/мин), дальность сплошной струи воды, м - 50? м., шасси - КамАЗ-43114, колесная формула - 6х6, мощность двигателя - 240 л.с. (176 кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 3340+1320 мм., габаритные размеры - 8150х2500х3400 мм., полная масса - 15.420 т.

Автоцистерна АЦ-40 (43253) 236 или АЦ-5,0-40 (43253) 236

Умножить

Запоздалая упрощенная версия АЦ-40/4 (43253) 247. Из-за отсутствия дополнительной кабины для боевого расчета конструкторам удалось увеличить объем цистерны для воды на 900 литров (5000 вместо 4100 литров) и увеличить объем передних отсеков. На автоцистерне установлен простой насос НЦП-40/100-р-р вместо более сложного и более дорогого комбинированного НЦПК.

Наиболее логическое использование данной автоцистерны - это применение в качестве объектового пожарного автомобиля или автоцистерны для поселков городского типа. Также ее можно использовать в качестве автомобиля воздушно-пенного тушения, благодаря просторным передним отсекам для удобного размещения ГПСов.

Лучше всего на АВПТ использовать цистерну из нержавеющей стали, но можно использовать и обычную, предварительно обработав ее внутренние поверхности современными антикоррозийными грунтами и лаками. Ну и пора бы освоить пластиковые технологии! Например, цистерны, изготовленные из полипропилена - не требуют абсолютно никакого ухода! Также можно установить и насос помощнее, например ПН-60Б. Он позволяет подать одновременно 7-8 стволов ГПС-600 или 2 ствола ГПС-2000.

   

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+2 чел., цистерна для воды - 5000 л., бак для пенообразователя - 400 л., насос - НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - заднее, номинальная производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2, лафетный ствол - ЛСД-С20У, номинальная производительность - 20 л/с (1200 л/мин), дальность сплошной струи воды - 55 м., шасси - КамАЗ-43253, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 240 л.с. (176 кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 4200 мм., габаритные размеры - 7700х2500х3450 мм., полная масса - 15.500 т.

Автоцистерна АЦ-60 (53229) 263 или АЦ-8,0-60 (53229) 263

Немного увеличить

На мой взгляд это самый интересный и полезный пожарный автомобиль из всех представленных в этой статье. Объясню почему. Ее родная сестра АЦ-40 (53228) 264, которая в некоторых количествах разошлась по гарнизонам Украины, более длинная, высокая, тяжелая и неповоротливая. Эта модель более компактна, легче и более маневренна.

Хорошая, достаточно компактная 8-кубовая автоцистерна для городов и населенных пунктов с безводными районами, ну и почти идеальная (при соответствующей доводке) в качестве "1 хода" для защиты крупных объектов !!!

Увеличить

То что обычная проходимость не беда. Как говорят пожарные-практики: "Полный привод без широких шин с развитыми грунтозацепами, мало чем отличается от обычной проходимости!". Хотя повышенная проходимость и немного улучшает ту самую проходимость, но отрицательно влияет тактико-технические характеристики: увеличенная габаритная высота (соответственно выше центр тяжести и меньше поперечная устойчивость), увеличенный радиус поворота, увеличенная полная масса, ну и в конце концов повышенный расход топлива.

КамАЗовская задняя тележка прекрасно блокируется, обеспечивая достаточную проходимость на легком и среднем бездорожье. На мой взгляд все перечисленные факторы  играют в пользу шасси КамАЗ-53229 с обычной (нормальной) проходимостью, но только по сравнению с шасси КамАЗ-53228 повышенной проходимости.

Увеличить

Насос ПН-60Б обеспечивает автоцистерну куда более широкими возможностями. Во-первых (в объектовой версии) можно установить мощный лафетный ствол и при помощи него локализовать крупные пожары в начальной стадии горения или тушить уже развившиеся пожары. Во-вторых можно обеспечить работу большого количества водяных стволов, например 2-3 переносных лафетных стволов ПЛС-П20 (в зависимости от насадка) или 8 (восьми!) стволов "А". При подпитке пенообразователем от АВПТ, можно обеспечить продолжительную работу 7-8 стволов ГПС-600 или 2 стволов ГПС-2000 (прим. автора).

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+6 чел., цистерна для воды - 8000 л., бак для пенообразователя - 580 л., насос - ПН-60Б, расположение - заднее, номинальная производительность - 60 л/с (3600 л/мин) при давлении 10 кгс/см2, лафетный ствол - ЛС-С40, номинальная производительность - 40 л/с (2400 л/мин), дальность сплошной струи воды, м - 60? м., шасси - КамАЗ-53229, колесная формула - 6х4, мощность двигателя - 260 л.с. (191 кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 3690+1320 мм., габаритные размеры - 8300х2500х3450 мм., полная масса - 22.000 т.

Автоцистерна АЦ-40 (5336) 245 или АЦ-4,6-60 (5336) 245

Похоже, что эта автоцистерна разрабатывалась по заказу белорусских пожарных, так же как и ее старшая "8-кубовая" сестра АЦ-40 (631708) 281. Минское шасси МАЗ-533603-241 с большущей колесной базой равной 4900 мм существенно сужает область ее применения. Ко всему прочему кабина водителя (спальная) значительно увеличивает ее компоновочную длину. Вставить бы по бокам третьи окошки и получится, как говорят пожарные историки, знаменитая "трехоконка" - АН-40 или АНР-40 на шасси ЗиЛ-130. В такую кабину (в данной версии 1+5) можно усадить в два раза больше боевого расчета. Двухосная автоцистерна длиной аж 8300 мм это уже чересчур! Какой же у нее радиус поворота и радиус проходимости? С такими габаритами она напоминает американские пожарные автомобили для широких хайвэев.

   

Из-за нерациональной развесовки по осям цистерна для воды уменьшена до 4600 литров, хотя могла быть и побольше на таком шасси. Если не считать минское шасси МАЗ-533603-241, то это фактически стандартная автоцистерна с поперечной компоновкой цистерны все по той же розенбауровской технологии. Длина кузова позволяет горизонтально уложить на крыше лестницы и пеналы ("гильзы") для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, там самым уменьшить габаритную высоту. Вот только бы кабину перекомпоновать, попробовать более рациональные варианты общей компоновки, ну и подобрать шасси с более короткой колесной базой ...

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+5 чел., цистерна для воды - 4600 л., бак для пенообразователя - 400 л., насос - НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - заднее, номинальная производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2, шасси - МАЗ-533603-241, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 250 л.с. (184 кВт), максимальная скорость - 100 км/ч., колесная база - 4900 мм., габаритные размеры - 8300х2500х3260 мм., полная масса - 18.000 т.

Автомобиль лесо-патрульный АЛП-5 (3909) 267

Скорее всего этот автомобиль является заводской версией использования съемного пожарного модуля (цистерна+мотопомпа) на обычном грузовом шасси. Такая схема была предложена еще несколько лет назад киевской фирмой "ТИТАЛ", хотя подобные решения за рубежом используются довольно давно. Ничего нового я здесь не увидел: наиболее подходящее для этих целей шасси УАЗ-3909 "Фермер", тентованная бортовая платформа в которой размещается пожарный модуль, состоящий из цистерны на 700 литров, переносной мотопомпы и ячеек для напорных рукавов. Если завод самостоятельно клеит цистерну и весь модуль в целом, а не закупают на стороне - тогда они просто молодцы! Давно уже пора осваивать пластиковые технологии.

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+4 чел., цистерна для воды - 700 л., бак для пенообразователя - нет, насос - переносная мотопомпа, расположение - заднее, номинальная производительность - 7 л/с (420 л/мин) при давлении 7 кгс/см2, наибольшая высота всасывания - 7,5±0,2 м., шасси - УАЗ-3909 "Фермер", колесная формула - 4х4, мощность двигателя - 112 л.с. (83 кВт), максимальная скорость - 120 км/ч., колесная база - 2550 мм., габаритные размеры - 4820х2000х2400 мм., полная масса - 2.800 т.

Автоцистерна АЦ-18 (LPT-613) 411 или АЦ-2,0-18 (LPT-613) 411

Если честно, то я так не понял зачем этот автомобиль нужен. Я так и не нашел логического объяснения появления столь странного изделия. Если это городской автомобиль, где дополнительная кабина? Если это объектовый автомобиль, почему такое экзотическое индийское шасси и малые объемы огнетушащих веществ? Если это сельский автомобиль, то где повышенная или высокая проходимость и зачем такая здоровенная колесная база? Зачем в качестве насосной установки применена переносная мотопомпа? Для расширения тактических возможностей или просто не хотели возится с отбором мощности от двигателя шасси? Вопросы, вопросы ...

Единственное логичное объяснение - это разработка данного автомобиля для использования в качестве объектового пожарного автомобиля для защиты небольших объектов. А может просто нужно было разработать что-нибудь на индийской ТАТЕ. Интересно бы узнать об истинном предназначении данного автомобильчика ...

   

Краткая техническая характеристика: боевой расчет - 1+2 чел., цистерна для воды - 2000 л., бак для пенообразователя - 200 л., насос - переносная мотопомпа установленная стационарно, расположение - заднее, номинальная производительность - 20 л/с (1200 л/мин) при давлении 10 кгс/см2, наибольшая высота всасывания - 7,5 м., шасси - TATA LPT-613, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 130 л.с. (96 кВт), максимальная скорость - 100 км/ч., габаритные размеры - 6800х2500х2900 мм., полная масса - 6.500 т.

 

В целом все новые пожарные автомобили завода "ПОЖМАШИНА" (сейчас завод "ПОЖСПЕЦМАШ") по своему интересны и заслуживают внимания специалистов. Самым интересным и полезным автомобилем на мой взгляд, из вышеперечисленных, является автоцистерна АЦ-60 (53229) 263 !!!

В статье использованы фотографии с официального сайта завода "ПОЖСПЕЦМАШ", а также фото автора.

 

Вячеслав МАКСИМОВ, автор проекта

 

Завод "ПОЖМАШИНА" молодцы!

Только вот хотелось бы побольше новых, хороших и полезных изделий !!!

 

 

О САЙТЕ

Данные материалы могут быть использованы только при ссылке на этот сайт

Вячеслав Максимов © 2002-2012 All rights reserved. E-mail: firedesign@mail.ru; firedesign@i.ua

СТАРАЯ ВЕРСИЯ

FIREDESIGN © ФАЙРДИЗАЙН
Сайт управляется системой uCoz