|
Вся правда о пожарных автомобилях и обо всем что на
них лежит !!! |
|
Что же нового у легендарного завода "ПОЖМАШИНА" ??? |
|
Начнем с двух новых пожарных автомобилей, показанных еще на осенней
выставке "ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ - 2011", которая проходила в Киеве с 20 по
22 сентября прошлого года. На выставке были представлен: автомобиль насосно-рукавный
АНР-40-1400 (43253) 125 и передвижная насосная станция ПНС-110 (43114)
140. Наконец-то завод "ПОЖМАШИНА" (сейчас "ПОЖСПЕЦМАШ") порадовал чем-то новеньким после
глубокого застоя, особенно понравился АНР, о которых в последнее время
незаслуженно забыли. Порадовал также тот факт, что оба автомобиля были
разработаны по заказу пожарной охраны Казахстана, независимого
государства в составе СНГ, а когда-то в былые времена братской союзной
республикой. Очень приятно, что в Казахстане помнят и уважают
легендарный завод союзного значения. |
Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1400 (43253) 125 |
|
Особенностью этого автомобиля является среднее расположение насоса как
для шасси КамАЗ. Насос НЦП-40/100-р-р установлен в
передней части кузова, сразу за кабиной. Похоже конструкторы не захотели
мучатся с системой дистанционного управления водо-пенными
коммуникациями, а просто вывели органы управления в левый передний
отсек. Для Казахстана такая схема возможно и подойдет, а для нашего
климата с морозами -30°С и более явно не годится. Если на АЦ в заднем отсеке,
точнее в его двери, есть окошко через которое можно контролировать
показания приборов, то в данном случае нужно все время открывать/закрывать отсек
или он должен быть постоянно открытым. Интересно, что задумывали
конструкторы при его разработке? |
Интересно возвращение рукавной катушки РК-5, о которой также
незаслуженно забыли. При помощи ее прекрасно прокладывается
магистральная рукавная линия, ведь не зря возимыми рукавными катушками (иногда
двумя) комплектуются почти все основные пожарные автомобили в
Европе, а иногда даже автолестницы. Раньше у нас тоже были рукавные катушки
и входили в стандартную комплектацию не только АНР-40 (130) 127А, но и
самых массовых автоцистерн АЦ-40 (130) 63А и АЦ-40 (130) 63Б. Негативное
отношение к рукавным катушкам было обусловлено лишь необходимостью
снятия ее для обеспечения доступа к насосному отсеку. Рационализаторы из
разных гарнизонов пожарной охраны СССР в свое время придумали различные шарнирные
устройства для быстрого и удобного откидывания рукавной катушки в
сторону, чем и решили проблему. Жаль, что завод так и не освоил выпуск
столь полезного изделия. |
|
Одно время в Киевском гарнизоне пожарной
охраны рукавные катушки были только на "1 ходах". Как считалось что
более рационально прокладывать магистральную рукавную линию не от водоисточника к разветвлению или к "1 ходу"
для работы "в перекачку", а наоборот от разветвления
к "2 ходу" установленному на водоисточник. В этом есть определенная
логика. Часто гидранты неисправны, а тратить время на передислокацию
техники к другому гидранту значит терять драгоценные минуты. |
Корифеи пожаротушения Киевского гарнизона
объясняли мне это так: звено ГДЗС подавало ствол первой помощи, личный
состав "2 хода" формировал при необходимости второе звено, водитель с колонщиком искали рабочий гидрант и устанавливали на него АЦ, после чего
от разветвления "1 хода" прокладывалась магистральная рукавная линия при
помощи рукавной катушки. К сожалению крест на рукавных катушках в Киеве поставил
один случай. Возвращаясь с пожара, во время движения катушка упала на
капот дорогущей иномарки (тогда очень редких) едущей сзади. Естественно
был издан соответствующий приказ начальника УПО Киевского горисполкома
запрещающий их использование. Интересно, а что послужило причиной
падения рукавной катушки: сломались ли крепления или недосмотрели сами пожарные?
К сожалению, история умалчивает об этом ... |
Хотелось бы увидеть на основных пожарных автомобилях
завода модернизированные, а лучше новые рукавные катушки, имеющие
совершенную систему съема и откидывания (при необходимости). Думаю наши
пожарные по достоинству оценили бы такую полезнейшую вещь, особенно для
пожарных автомобилей "2 ход" !!! |
Но вернемся к нашему АНРу. Он как и его
собратья прежде всего предназначен для механизированной прокладки одной
или двух магистральных рукавных линий, для подачи мощных стволов на
тушение пожара и для подачи нескольких пенных стволов благодаря приличному запасу
пенообразователя в 1000 литров. Использую цистерну для пенообразователя как промежуточную
емкость и постоянно пополняя ее пенообразователем от АВПТ, можно
обеспечить подачу 5-6 стволов ГПС-600 (прим. автора). |
|
В заднем отсеке в двух пачках гармошкой
уложены напорные рукава Ф77 мм. Двухстворчатая дверь фиксируется
в открытом положении, как на АР-2 (131) 133А, обеспечивая свободный
доступ в отсек. На откидных подножках могут безопасно стоять два бойца
при прокладке "магистралки" на ходу. При помощи рукавной катушки можно
легко проложить магистральную рукавную линию общей длиной 100-120
метров. Лестницы и всасывающие рукава лежат на крыше по-розенбауровски,
что в принципе для "2 хода" не очень важно. |
В левом переднем отсеке установлены органы
управления насосом и контрольно-измерительные приборы. Кстати, такая
компоновка впервые применена производителями пожарных автомобилей в СНГ!
В других боковых отсеках лежат напорные рукава рабочих линий, стволы,
разветвления и прочее стандартное оборудование для пожарных автомобилей. |
Кабина боевого расчета стандартная для
продукции завода на шасси КамАЗ. Она берет свое начало еще от
автоцистерны ТЛФ-7600 концерна "РОЗЕНБАУЭР" (г. Леондинг,
Австрия),
которая послужила основой конструкции почти всех последующих пожарных
автомобилей завода. Автоцистерна ТЛФ-7600 (53211), а в последствии
ТЛФ-6500 (пришлось уменьшить объемы цистерны для воды и бака для
пенообразователя из-за перегруза шасси), стала первой современной,
прогрессивной для того времени, мелкосерийной АЦ. У нас эта автоцистерна
называлась - АЦ-50/4 (53211) 240, также были разработаны две ее
модификации: упрощенная АЦ-40 (53211) 240.01 с насосом ПН-40УВ и АЦ-20
(53211) 240.02 с насосом НЦВП-20/200 для тушения пожаров в высотных
зданиях. Но об
этих интереснейших машинах как-нибудь в другой раз ... |
|
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+6 чел., цистерна для пенообразователя - 1000 л., насос
- НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - среднее, номинальная
производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2,
общая длина напорных рукавов Ф77 мм - 1400 м., шасси -
КамАЗ-43253, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 240 л.с. (176
кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 4200 мм.,
габаритные размеры - 8220х2500х3350 мм., полная масса - 14.650 т. |
Передвижная насосная станция ПНС-110 (43114) 140 |
|
К сожалению ничего нового и интересного в
этом автомобиле нет. Тот же мотор-насосный агрегат (насос ПН-110Б и
двигатель 2Д12Б в модификации БС1) установленный на шасси КамАЗ-43114
и "одетый" в кузов со шторными дверьми. Этот мотор-насосный агрегат
использовался на всем известной классической ПНС-110 (131) 131 и ее
модификациях, которая выпускалась с 1969 года. Новая только вакуумная
система - теперь это вакуумный шиберный насос НВЭ-12V
с электроприводом. |
Безусловно новое (по сравнению с ЗиЛ-131)
шасси КамАЗ-43114 улучшило эксплуатационные качества пожарного автомобиля
в целом. Переход на две всасывающие линии Ф125 мм на мой взгляд
негативно сказался на тактико-технических параметрах насосной станции и
вот почему. |
|
Во-первых, две параллельные всасывающие
рукавные линии Ф125 мм не обеспечат в полной мере показатели
производительности в номинальном и особенно в максимальном режимах
подачи. Конструкторы завода пошли ошибочным путем своих российских коллег.
Всем известно, что всасывающий рукав Ф125 мм обеспечивает
номинальную пропускную способность равную 40 л/с (2400 л/мин), а
максимальную 50 л/с (3000 л/мин). Ведь не зря насосы ПН-60Б комплектуют
всасывающими рукавами Ф150 мм или двумя линиями Ф100 мм.
Путем простейшего математического действия сложения в номинале получаем
80 л/с (4800 л/мин), а в максимуме 100 л/с (6000 л/мин). Откуда же тогда
появились значения производительности насоса в номинальном режиме, те
самые заявленные 110 л/с (6600 л/мин) ??? |
|
Во-вторых, две параллельные всасывающие
рукавные линии Ф125 мм не менее чем в два раза усложняют и так не простое
боевое развертывание по установке насосной станции на открытый водоисточник. Это и два всасывающих патрубка с головками-заглушками, и
четыре (вместо двух хоть и более тяжелых и габаритных) всасывающих
рукава, и две всасывающие сетки, и в два раза больше соединительной
арматуры, которая уменьшает надежность всей системы при работе на вакуум и т.д. |
|
В-третьих, спорное решение переноса
пеналов ("гильз" прим. автора) с крыши внутрь кузова. С одной стороны это уменьшило
высоту их расположения, а следственно улучшило эргономику и теоретически
сократило время боевого развертывания. С другой стороны они (пеналы)
заняли много места внутри кузова. А вообще-то, что в эти отсеки на ПНСке положить? Но ведь давно известно, что на пожарном автомобиле
свободное место это всегда плюс и всегда найдется что туда положить!
Ответы на все эти спорные вопросы даст только практика и ничего кроме
практики. |
|
А вообще автомобиль получился довольно
симпатичным, по сравнению с классической ПНС-110 (131) 131, вот только
появится он должен был эдак лет 25 назад, сразу после запуска в
серийное производство шасси КамАЗ-4310 :( |
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 3 чел., насос
- ПН-110Б, расположение - заднее, номинальная
производи-тельность - 110 л/с (6600 л/мин) ??? при давлении 10 кгс/см2,
диаметр всасывающих патрубков - 2х125 мм., диаметр напорных патрубков -
2х150 мм., марка двигателя привода насоса - 2Д12БС1, максимальная
мощность - 300 л.с. (220 кВт) при 1350 об/мин., шасси -
КамАЗ-43114, колесная формула - 6х6, мощность двигателя - 240 л.с. (176
кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 3340+1320 мм.,
габаритные размеры - 8220х2500х3300 мм., полная масса - 14.500 т. |
Автоцистерна АЦ-40 (43114) 176 или АЦ-5,0-40 (43114) 176 |
|
Также как и ПНСка автоцистерна на шасси
КамАЗ-43114 должна была появится лет 20-25 назад, хотя шасси тогда
называлось КамАЗ-4310. Она хорошо подходит в качестве "2-хода" в ПЧ
городов и населенных пунктов со слабым водоснабжением, для безводных
районов и особенно хорошо смотрелась бы в ПЧ районных центров. Она компактнее и
легче своих "8-кубовых" сестер на шасси КамАЗ-53228 и КамАЗ-43118, а
значит обладает лучшей проходимостью и маневренностью. |
АЦ-176 имеет шесть вместо четырех боковых
отсеков со шторными дверьми (по сравнению с "8-кубовками"), в которое
можно уложить больше нужного и полезного ПТВ и АСИ. За несколькими
мелкими отличиями, в остальном конструкция идентична прочим
автоцистернам, созданным по технологии австрийского "РОЗЕНБАУЭРа". |
|
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+6 чел., цистерна для воды - 5000 л., бак для пенообразователя -
300 л., насос
- НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - заднее, номинальная
производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2,
лафетный ствол - ЛСД-20, номинальная производительность - 20 л/с (1200
л/мин), дальность сплошной струи воды, м - 50? м., шасси -
КамАЗ-43114, колесная формула - 6х6, мощность двигателя - 240 л.с. (176
кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 3340+1320 мм.,
габаритные размеры - 8150х2500х3400 мм., полная масса - 15.420 т. |
Автоцистерна АЦ-40 (43253) 236 или АЦ-5,0-40 (43253) 236 |
|
Запоздалая упрощенная версия АЦ-40/4 (43253)
247. Из-за отсутствия дополнительной кабины для боевого расчета
конструкторам удалось увеличить объем цистерны для воды на 900 литров
(5000 вместо 4100 литров) и увеличить объем передних отсеков. На
автоцистерне установлен простой насос НЦП-40/100-р-р вместо более
сложного и более дорогого комбинированного НЦПК. |
|
Наиболее логическое использование данной
автоцистерны - это применение в качестве объектового пожарного автомобиля или
автоцистерны для поселков городского типа. Также ее можно использовать в
качестве автомобиля воздушно-пенного тушения, благодаря просторным
передним отсекам для удобного размещения ГПСов. |
Лучше всего на АВПТ
использовать цистерну из нержавеющей стали, но можно использовать и
обычную, предварительно обработав ее внутренние поверхности современными
антикоррозийными грунтами и лаками. Ну и пора бы освоить пластиковые
технологии! Например, цистерны, изготовленные из полипропилена - не требуют абсолютно
никакого ухода! Также можно установить и насос помощнее, например
ПН-60Б. Он позволяет подать одновременно 7-8 стволов ГПС-600 или 2
ствола ГПС-2000. |
|
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+2 чел., цистерна для воды - 5000 л., бак для пенообразователя -
400 л., насос
- НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - заднее, номинальная
производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2,
лафетный ствол - ЛСД-С20У, номинальная производительность - 20 л/с (1200
л/мин), дальность сплошной струи воды - 55 м., шасси -
КамАЗ-43253, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 240 л.с. (176
кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 4200 мм.,
габаритные размеры - 7700х2500х3450 мм., полная масса - 15.500 т. |
Автоцистерна АЦ-60 (53229) 263 или АЦ-8,0-60 (53229) 263 |
|
На мой взгляд это самый интересный и
полезный пожарный автомобиль из всех представленных в этой статье.
Объясню почему. Ее родная сестра АЦ-40 (53228) 264, которая в некоторых
количествах разошлась по гарнизонам Украины, более длинная, высокая, тяжелая и неповоротливая. Эта модель более
компактна, легче и более маневренна. |
Хорошая, достаточно компактная 8-кубовая
автоцистерна для городов и населенных пунктов с безводными районами, ну
и почти идеальная (при соответствующей доводке) в качестве "1 хода" для
защиты крупных объектов !!! |
|
То что обычная проходимость не
беда. Как говорят пожарные-практики: "Полный привод без широких шин с
развитыми грунтозацепами, мало чем отличается от обычной проходимости!".
Хотя повышенная проходимость и немного улучшает ту самую проходимость,
но отрицательно влияет тактико-технические характеристики: увеличенная габаритная высота (соответственно
выше центр тяжести и меньше поперечная
устойчивость), увеличенный радиус поворота, увеличенная полная масса, ну и в конце
концов повышенный расход топлива. |
КамАЗовская задняя тележка прекрасно
блокируется, обеспечивая достаточную проходимость на легком и среднем
бездорожье. На мой взгляд все перечисленные факторы играют в
пользу шасси КамАЗ-53229 с обычной (нормальной) проходимостью, но только
по сравнению с шасси КамАЗ-53228 повышенной проходимости. |
|
Насос ПН-60Б обеспечивает автоцистерну куда
более широкими возможностями. Во-первых (в объектовой версии) можно
установить мощный лафетный ствол и при помощи него локализовать крупные
пожары в начальной стадии горения или тушить уже развившиеся пожары.
Во-вторых можно обеспечить работу большого количества водяных стволов,
например 2-3 переносных лафетных стволов ПЛС-П20 (в зависимости от
насадка) или 8 (восьми!) стволов "А". При подпитке пенообразователем от АВПТ, можно
обеспечить продолжительную работу 7-8 стволов ГПС-600 или 2 стволов
ГПС-2000 (прим. автора). |
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+6 чел., цистерна для воды - 8000 л., бак для пенообразователя -
580 л., насос
- ПН-60Б, расположение - заднее, номинальная
производительность - 60 л/с (3600 л/мин) при давлении 10 кгс/см2,
лафетный ствол - ЛС-С40, номинальная производительность - 40 л/с (2400
л/мин), дальность сплошной струи воды, м - 60? м., шасси -
КамАЗ-53229, колесная формула - 6х4, мощность двигателя - 260 л.с. (191
кВт), максимальная скорость - 90 км/ч., колесная база - 3690+1320 мм.,
габаритные размеры - 8300х2500х3450 мм., полная масса - 22.000 т. |
Автоцистерна АЦ-40 (5336) 245 или АЦ-4,6-60 (5336) 245 |
|
Похоже, что эта автоцистерна разрабатывалась
по заказу белорусских пожарных, так же как и ее старшая "8-кубовая"
сестра АЦ-40 (631708) 281. Минское шасси МАЗ-533603-241 с большущей
колесной базой равной 4900 мм существенно сужает область ее применения.
Ко всему прочему кабина водителя (спальная) значительно увеличивает ее
компоновочную длину. Вставить бы по бокам третьи окошки и получится, как
говорят пожарные историки,
знаменитая "трехоконка" - АН-40 или АНР-40 на шасси ЗиЛ-130. В такую кабину (в данной
версии 1+5) можно усадить в два раза больше боевого расчета. Двухосная
автоцистерна длиной аж 8300 мм это уже чересчур! Какой же у нее радиус
поворота и радиус проходимости? С такими габаритами она напоминает
американские пожарные автомобили для широких хайвэев. |
|
Из-за нерациональной развесовки по осям
цистерна для воды уменьшена до 4600 литров, хотя могла быть и побольше
на таком шасси.
Если не считать минское шасси МАЗ-533603-241, то это фактически стандартная
автоцистерна с поперечной компоновкой цистерны все по той же розенбауровской технологии. Длина кузова позволяет горизонтально уложить
на крыше лестницы и пеналы ("гильзы") для всасывающих и
напорно-всасывающих рукавов, там самым уменьшить габаритную высоту. Вот
только бы кабину перекомпоновать, попробовать более рациональные
варианты общей компоновки, ну и подобрать шасси с более короткой
колесной базой ... |
|
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+5 чел., цистерна для воды - 4600 л., бак для пенообразователя -
400 л., насос
- НЦПН-40/100-Р-Р, расположение - заднее, номинальная
производительность - 40 л/с (2400 л/мин) при давлении 10 кгс/см2,
шасси -
МАЗ-533603-241, колесная формула - 4х2, мощность двигателя - 250 л.с. (184
кВт), максимальная скорость - 100 км/ч., колесная база - 4900 мм.,
габаритные размеры - 8300х2500х3260 мм., полная масса - 18.000 т. |
Автомобиль лесо-патрульный АЛП-5 (3909) 267 |
|
Скорее всего этот автомобиль является
заводской версией
использования съемного пожарного модуля (цистерна+мотопомпа) на обычном
грузовом шасси. Такая схема была предложена еще
несколько лет назад киевской фирмой "ТИТАЛ", хотя подобные
решения за рубежом используются довольно давно. Ничего нового я здесь не
увидел: наиболее подходящее для этих целей шасси УАЗ-3909 "Фермер", тентованная бортовая платформа в которой размещается пожарный модуль, состоящий
из цистерны на 700 литров, переносной мотопомпы и ячеек для напорных
рукавов. Если завод самостоятельно клеит цистерну и весь
модуль в целом, а не закупают на стороне - тогда они просто молодцы! Давно уже пора осваивать пластиковые
технологии. |
|
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+4 чел., цистерна для воды - 700 л., бак для пенообразователя -
нет, насос
- переносная мотопомпа, расположение - заднее, номинальная
производительность - 7 л/с (420 л/мин) при давлении 7 кгс/см2,
наибольшая высота всасывания - 7,5±0,2 м., шасси -
УАЗ-3909 "Фермер", колесная формула - 4х4, мощность двигателя - 112 л.с.
(83
кВт), максимальная скорость - 120 км/ч., колесная база - 2550 мм.,
габаритные размеры - 4820х2000х2400 мм., полная масса - 2.800 т. |
Автоцистерна АЦ-18 (LPT-613) 411 или АЦ-2,0-18
(LPT-613) 411 |
|
Если честно, то я так не понял зачем этот
автомобиль нужен. Я так и не нашел логического объяснения появления
столь странного изделия. Если это городской автомобиль, где
дополнительная кабина? Если это объектовый автомобиль, почему такое
экзотическое индийское шасси и малые объемы огнетушащих веществ? Если
это сельский автомобиль, то где повышенная или высокая проходимость и
зачем такая здоровенная колесная база? Зачем в качестве насосной
установки применена переносная мотопомпа? Для расширения тактических
возможностей или просто не хотели возится с отбором мощности от
двигателя шасси? Вопросы, вопросы ... |
|
Единственное логичное объяснение - это
разработка данного автомобиля для использования в качестве объектового пожарного
автомобиля для защиты небольших объектов. А может просто нужно было
разработать что-нибудь на индийской ТАТЕ. Интересно бы узнать об
истинном предназначении данного автомобильчика ... |
|
Краткая техническая характеристика:
боевой расчет - 1+2 чел., цистерна для воды - 2000 л., бак для пенообразователя -
200 л., насос
- переносная мотопомпа установленная стационарно, расположение - заднее, номинальная
производительность - 20 л/с (1200 л/мин) при давлении 10 кгс/см2,
наибольшая высота всасывания - 7,5 м., шасси -
TATA LPT-613, колесная формула - 4х2, мощность двигателя -
130 л.с. (96
кВт), максимальная скорость - 100 км/ч., габаритные размеры - 6800х2500х2900 мм., полная масса - 6.500 т. |
|
В целом все новые пожарные автомобили завода
"ПОЖМАШИНА" (сейчас завод "ПОЖСПЕЦМАШ") по своему интересны и
заслуживают внимания специалистов. Самым интересным и полезным
автомобилем на мой взгляд, из вышеперечисленных, является автоцистерна
АЦ-60 (53229) 263 !!! |
В статье использованы фотографии с
официального сайта завода "ПОЖСПЕЦМАШ", а также фото автора. |
|
Вячеслав МАКСИМОВ, автор проекта |
|
Завод "ПОЖМАШИНА"
молодцы!
Только вот
хотелось бы побольше новых, хороших и полезных изделий !!! |
|
|
|
FIREDESIGN ©
ФАЙРДИЗАЙН |
|